Календарь Рыбака

Вы точно человек?

Главная Педагогика Основные направления модернизации структуры высшего образования в Украине. Болонский процесс 19 июня года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию, главной целью которой провозглашалось построение до года общеевропейского пространства высшего образования. Цели и задачи Болонского процесса Основная цель создания Болонского содружества - это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы. Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй - на научные исследования; - зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов т. Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц; - учебу на протяжении всей жизни, то есть повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда; - автономность вузов, то есть их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений; Структура Болонского процесса В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность: Анализ процесса Болонский процесс оказался по нраву студентам, они получили больше свобод. Эрхарда, когда при создании ФРГ они были поддержаны американским капиталом, иная схема породила иные результаты. Но этого не произошло. Не случайно уже более 10 лет в восточных землях работают выходцы из других стран, в том числе и нелегалы чехи, словаки, украинцы, русские , а немцы пополняют рынок безработных. Сегодня обнаруживается и ещё одно следствие — отсутствие необходимого количества энергичных предпринимателей, которые на начальной стадии их активности были буквально раздавлены западным капиталом. Обе стороны черпали идеи и представления о будущем из истории западногерманского успеха: Предполагалось, что в течение десяти лет произойдёт выравнивание жизненного уровня, подобно тому, как это случилось в Западной Германии к г.

Была совершена определённая историческая ошибка. Реально произошло не объединение двух стран как некая интеграция, синтез лучших качеств обеих социальных систем, а подчинение одной системы которая была определена как плохая , другой которая позиционировалась как передовая. В результате на территории западных земель возникли трудности, связанные с перераспределением финансовых потоков, что сразу сказалось на социальных программах, традиционно сильных в Германии. А восточные земли получили весь набор проблем, о которых они забыли при социализме имея гарантию работы, бесплатные ясли и детские сады и пр. И в настоящее время свёртывание социальных программ полным ходом продолжается уже по всей стране. Эрхарда — социальная рыночная экономика, — воплотившаяся в ФРГ до объединения, сегодня фактически полностью разрушена. Бывшая ГДР могла по примеру того же Китая стать на некоторое время свободной экономической зоной с особыми экономическими и налоговыми механизмами, что позволило бы сконцентрировать капитал, выровнять системы, а затем уже завершить объединение 9. Экономическая практика ФРГ последних пяти лет — гг. Многомиллиардная поддержка Восточной Германии стимулирует, прежде всего, производство на Западе, а Восток представляет интерес лишь как рынок сбыта. Относительно нашей страны, России, это количество, в силу сложности встраивания индивида в образование, ещё больше. Кто-то учится, кто-то поступает, кто-то учит, кто-то платит за обучение. Как отмечал ректор МГУ В. Садовничий, в России по официальным цифрам около 40 млн. Центральной идей модернизации стал отказ от принципа фундаментальности, характерного для классических университетов, ради прагматических установок, которые прикрываются красивыми фразами о создании единой образовательной среды. Но не надо себя обманывать. В основе идеологии модернизации образования стоит задача либерализации всей системы управления образованием и приведение её механизмов в соответствие с новыми социальными и экономическими условиями. Основная идея модернизации, по мнению её идеологов, заключается в переходе от административной модели образования к либеральной. Административная модель иногда её называют советской характеризуется жёстким перечнем направлений подготовки специальностей, определяемым государственным органом управления образования. Соответственно, по всем направлениям разрабатываются утверждаемые министерством государственные образовательные стандарты, регламентирующие требования к содержанию образовательных программ. Вузы в данной модели не являются самостоятельными субъектами образования и могут выдавать дипломы лишь по утверждённым направлениям и специальностям.

Что такое Болонский процесс. Болонский процесс: суть, реализация и развитие в России

В рамках этой модели возникает противоречие между тенденцией открытия всё новых направлений и специальностей и позицией министерства, ограничивающего такое расширение, чтобы сохранить эффективность управления. Философия либеральной модели образования исходит из приоритета гибкой управляемости образованием, в которой вузам предоставляется большая самостоятельность в реализации образовательных программ. Их количество не ограничивается, а определяется потребностями общества, в том числе и рынком. Это меняет систему финансирования вузов: Образовательные программы финансируются по грантам, соответствующим прагматическим запросам рынка. Совершенно ясно, что, несмотря на все оговорки, эта модель несёт угрозу образованию, базирующемуся на фундаментальной науке. Вклад в фундаментальную науку по определению не может быть основан на сиюминутном экономическом эффекте. В этой модели государство не финансирует образовательные программы и не определяет их содержание. В определённом смысле это уход государства из образования Известно, что фундаментальное открытие может через ряд лет дать экономический эффект настолько мощный, что он перекроет сиюминутную выгоду. Де-факто нынешнее образование — это некий гибрид либеральной модели, скажем мягче, установки на либерализацию и административной модели. Некоторые авторы называют его квазиадминистративной моделью. Её особенность в том, что, поскольку роль государства здесь достаточно высока, то это определяет структуру подготовки специалистов, перечни специальностей и направлений подготовки; министерством утверждались и всё ещё утверждаются государственные образовательные стандарты. Вузы долгое время не могли вести подготовку специалистов без их утверждения. Это, конечно, в какой-то мере консервировало образование, но одновременно возводило сегодня не существующий барьер для бесконечного увеличения специальностей в том числе непрофильных , реализуемых вузами. Причём пока это осуществляется под контролем министерства. Но даже оно не может затормозить этот процесс. В результате качество образования, безусловно, понижается. В этом процессе есть тенденция снижения барьера, образование не подтягивается к эталонным образцам, а ориентируется на упрощённые варианты, тогда как советская система давала государственные гарантии качества образования в ведущих вузах и университетах и предполагала развитие необходимых стране специальностей.

болонский процесс и модернизация национальной системы образования

Введение либеральной модели сопровождается включением системы образования в общеевропейскую образовательную среду Болонский процесс и рядом внутренних мер, изменяющих всю систему высшего образования — от отбора абитуриентов ЕГЭ и целевого финансирования студента через ГИФО или образовательные кредиты, до изменения всей системы госстандартов и административной структуры вузов и университетов. Изменения государственных стандартов должны привести к изменению образовательных траекторий. Именно здесь заложено основное противоречие, так как из такой схемы вовсе не вытекает необходимость сокращения специальностей, имеющих квалификацию дипломированного специалиста, и ряд ведущих вузов, например, Московский университет им. Ломоносова или Бауманский технический университет настаивают на сохранении статуса дипломированных специалистов. Их перечень должен определяться самими университетами. В основе изменений, которые предлагает Болонская декларация и последующие документы, лежит идея создания единой европейской образовательной системы. Болонский процесс при всей его декларативности отнюдь не безобиден, особенно в том варианте, который предлагался России. Болонский процесс — это тип интеграции образовательного пространства, который неизбежно упрощает и нивелирует высшее образование, а не синтезирует лучшие качества национальных традиций образования. Идея интеграции европейской образовательной системы понятна. Её главная геополитическая цель — объединённая Европа своего рода Новая Святая Римская Империя, которая даже территориально совпадает с границами прежней в качестве альтернативы дальнейшей американизации европейского пространства. Однако непродуманная и поспешная реализация процесса интеграции может привести к утрате специфики национальных систем образования. Уже сегодня это вызывает протест, в том числе и со стороны студентов, в частности, Германии и Франции. Очевидно, что образование — это не просто сфера рынка услуг, а часть национальной культуры, причём её корневая часть. Симптоматично, что инициаторами Болонского процесса были министры образования, а не сами образовательные структуры.

болонский процесс и модернизация национальной системы образования

В июне г. Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера. С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов. Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг. Следует отметить, что Болонский процесс в России практически перевернул с ног на голову отечественную систему образования.

Болонский процесс и Российское образование

До направленности на европейскую систему образовательный механизм выглядел абсолютно по-другому. Чтобы обеспечить качество профессионального образования, в стране утверждали государственные образовательные стандарты сначала первого, а затем и второго поколения. Целью установления данной стандартизации руководство страны считало создание единого образовательного пространства и установление эквивалентной равности документов об образовании с таковыми других развитых государств. Болонский образовательный процесс начал свое зарождение ещё с мая года. Декларацию, которую впоследствии стали считать вступлением к Болонскому договору, приняли министры Франции, Великобритании, Италии и Германии. Её задачей было создание и разработка правильной действенной стратегии развития общеевропейской модели образования. Фундаментальными элементами этого договора стала цикличность обучения, применение кредитно-модульной системы. Процесс Болонский он стал называться потому, что подписание соответствующего договора произошло в Болонье создания нового европейского образования был направлен на гармонизацию и слияние отдельных образовательных систем каждого государства в цельное пространство высшей школы. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов. Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

  • Купить недорогой фидер 39 метров
  • Надувное дно для лодки пвх аква
  • Подледная рыбалка на леща снасти
  • Хитрости ловли плотвы
  • Все материалы в разделе "Педагогика". Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций? Это очень просто — нужна только регистрация на сайте. Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью: Это также необходимо, как участие в общемировом процессе по созданию принципиально новой образовательной системы.

    болонский процесс и модернизация национальной системы образования

    Этот уровень возник благодаря складывающейся системе профессионального и общего образования. Здесь образование выступает как одно целое понятие воспитания и обучения. В этом процессе представлены национальные и региональные аспекты, потому что регион — это тоже принципиально новое понятие, сильно, отличающееся от нашего традиционного понимания. Как видно из анализа приведенных мнений для России в Болонском процессе есть определенные плюсы, однако, без освещения мнений сторонников другой позиции характеристика Болонского процесса являлась бы не полной. Поэтому, далее, остановимся на их описании и характеристике. Отрицательные стороны подписания Болонской декларации. Если посмотреть на пункты Болонской декларации отмечает в своей статье А. Дырин [11], то внешне выглядит все действительно очень привлекательно и перспективно. Ведь это попытка создать востребованное в современных условиях образование нового времени, это личностная направленность, это выбор самим студентом собственной учебной траектории, это академическая мобильность. Самым главным минусом является то, что при подписании Болонской декларации не были учтены российские национальные интересы и особенности, поэтому, появляется ряд несостыковок, которые подробно будут охарактеризованы ниже. С заявленной целью — усилением интеллектуальной, культурной, социальной и особенно технической базы никак не согласуется, отмечает автор, двухуровневая система подготовки выпускника вуза. И, прежде всего бакалавра. Дело в том, отмечает в своей работе А. Так, обучение по программе бакалавра должно дать выпускнику западных университетов занимать должности среднего технического персонала. Поэтому именно практико-ориентированные курсы составляют основу обучения. В то время курсы теоретической направленности, ориентированные на формирование навыков научно-исследовательской деятельности и управленческой деятельности изучаются на второй, магистерской ступени. В отечественной же системе образования, пишет А. Бермус далее [2], подготовка бакалавров в значительной степени унаследовала традиционную логику подготовки специалистов: Только снятие этого существенного противоречия в подходах подготовки поможет избежать трудностей в дальнейшем проблемы трудоустройства, проблемы организации обучения и т.

    Но, несмотря ни на какие существующие концептуальные противоречия, двухуровневая система вызывает большие сомнения для подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей, медицины и системы образования. Если по-поводу инженерных специальностей на страницах педагогической литературы ещё ведутся споры, то дискуссии о педагогическом образовании в рамках Болонского процесса почти утихли. Существуют различные точки зрения по поводу педагогического образования в свете Болонского процесса. Некоторые из них детально анализируются в статье В. Как отмечает в своей работе В. Проводя сравнительный анализ этих двух моделей, автор приходит к выводу о том, что применительно к педагогическому образованию специалитет создает более широкие возможности для приобретения педагогической квалификации, так как пятилетний срок обучения позволяет: Однако в условиях реализации Болонского процесса специалитет для педагогического образования не сохранен. Поэтому в периодической печати и других средствах массовой информации обсуждаются различные варианты изменения системы педагогического образования в условиях Болонского процесса. Все эти варианты имеют свои плюсы и минусы, а также сторонников и противников. Более детально рассматривать все эти варианты не является задачей нашего исследования, однако можно согласиться с В. Развивая эту мысль, автор пишет о том, что после бакалавриата необходимо обязательно проводить дополнительную подготовку длительностью не менее одного года, которая будет включать в себя психолого-педагогический и методический блоки, а также педагогическую практику в объеме не менее 18 недель. Только после такой подготовки и с этим нельзя не согласиться можно присваивать квалификацию учителя и право работы в школе [12, С. Отдельно следует поговорить о научных степенях. В рамках Болонской системы устанавливается примерное соответствие между номенклатурой специальностей высшего образования и перечнем специальностей, по которым защищаются кандидатские диссертации, однако проблема их соотнесения на российском уровне не только не решается, пишет А. А вот подготовка действительно докторов наук, ученых высшей квалификации они готовились и в XIX в. Получается, что, подписав декларацию, Россия решила идти вспять, отказавшись от своих явных преимуществ. Как показывает в своей статье В. А не грозит ли то же самое и российской системе образования, задает свой вопрос автор. Отказ от степени доктора наук породит и серьезные проблемы со статусом ученых, ныне ею обладающих, равно как и внесет ненужную и абсолютно лишнюю сумятицу в процесс заполнения профессорских вакансий, отмечают эксперты, например [13, 23].

    Ступени высшего образования и соответствующие им академические степени не могут рассматриваться в отрыве от образовательной системы всей страны в целом. Поэтому реформы должны затрагивать не только высшее, но и школьное образование. Не секрет, пишет О. Причем - именно в такой формулировке предложения министров стали предметом и российского дискурса. Согласно этому общеевропейскому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после года. Целью декларации стало установление европейской зоны высшего образования, а также активизация и пропаганда в мире европейской системы образования. Создание целостной системы обеспечения качества образования на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education и организация информационного обеспечения и обмена. В ситуации начала очень сложного и очень масштабного, не только образовательного, но в еще большей степени социального процесса в Европе, Россия, как всегда, оказывается перед выбором. Как ей относиться к "болонской декларации": Сегодня многие российский вузы, исходя из внутренних потребностей, уже пытаются реализовывать отдельные положения Болонской Декларации, например, переход на двухуровневую систему высшего образования: Ведется разработка кредитной системы зачетных единиц, которая призвана решить проблему сравнимости образовательных программ , содействовать увеличению академической мобильности и создать реальную основу для дистанционного обучения и повышению качества образования. Кредитная система, система зачетных единиц, широкомасштабное внедрение систем и средств новых информационных технологий стало основой для возникновения и интенсивного развития системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это форма получения образования очного, заочного, экстерната , основанная на применении средств информационных и коммуникационных технологий компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа и научно обоснованных методов обучения. На сегодняшний день эта технология крайне популярна и выступает как альтернатива или, точнее, дополнение к существующей в мире системе заочного обучения.

    Преимущество дистанционного обучения заключается в том, что:. Говорить о широком распространении данной технологии у нас в стране пока преждевременно, поскольку полноценная реализация дистанционного обучения требует хорошего технического и программного обеспечения как вузов, так и обучаемых. Кроме того, требуются достаточно качественные линии связи, чем пока похвастаться мы не можем. Поэтому выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными в других регионах.

    болонский процесс и модернизация национальной системы образования

    Для обеспечения мобильности необходимо создать единое образовательное пространство. Однако, мобильность в российских условиях доступна лишь немногим категориям граждан в силу высоких транспортных тарифов, специфических особенностей рынка труда в каждом регионе РФ, недоступности цен на жилье и т. Поэтому понятие мобильности студентов, преподавателей, научных работников, выпускников вузов может быть трансформировано в виртуальную и профессиональную мобильность. Элементами виртуальной мобильности являются дистанционное образование и работа на зарубежные фирмы посредством сети Интернет. Фундаментальность образования - главная основа для профессиональной мобильности и профессиональной гибкости выпускников вузов. К профессиональной мобильности можно отнести получение второго высшего образования, переподготовка кадров, повышение квалификации, дополнительные образовательные услуги.

    болонский процесс и модернизация национальной системы образования